Коррида как она есть (часть 1)

Коррида - традиционное испанское зрелище боя быка и человека. В переводе с испанского обозначает "бег быков". Представляем Вашему вниманию отчет о корриде в Испании, глазами одного из клиентов агенства Prostovisa. Если у вас есть испанская виза, рекомендуем Вам обязательно посетить это шоу, которое никого не оставляет равнодушным.

О Лас-Вентас они говорят почти шепотом. Эта самая большая арена Испании служит для знатоков и любителей боя быков чем-то вроде храма корриды. Но в этот вечер ничто не предвещает благоговения и волнения. Свистом и гвалтом публика встречает 530-килограммового быка Десграсиадо, который не выбегает, а, спотыкаясь, бредет по арене. Бык прихрамывает.

Уже при первых движениях матадора бык падает на передние ноги. Ободряющие крики. Овация. «Фуйра,— орет мой сосед.— Убрать его. Этот бык не годится для боя». Простоял бы он в нерешительности, промедлил и, вероятно, выбыл бы из игры. Но вместо этого он неожиданно мощно атакует лошадь пикадора, защищенную специальными матами. За это тут же следует возмездие, которое является ритуальным обычаем корриды: пикадор трижды всаживает стальные пики в плечо Десграсиадо. Дрожащие бока быка краснеют. Зрители затаили дыхание.

В ярости бык бросается на бандерильеро, который во всей красе появляется перед ним и завлекает его криками. Он быстр и ловок. Трижды всаживает он в шею быка пики-бандерильи и спасается за дощатой перегородкой. Раздаются бурные аплодисменты, публика довольна, успокаивается, но ненадолго, снова бурно откликается на происходящее, аплодирует и кричит. А перед Десграсиадо стоит матадор Виктор Мендес, и кажется, что он такой же неудачник, как и бык, который не хочет вступать с ним в бой. С поникшим видом он смотрит на ложу президента корриды, который должен подать специальный знак. Зеленый платок над балюстрадой означает прекращение боя. Но он так и не появляется. Среди 18 тысяч зрителей равнодушных нет.

Виктор Мендес заставляет быка принять вызов, достает шпагу и готовится к удару. Красной мулетой в левой руке матадор дразнит быка, а шпагой в вытянутой правой он атакует его. Это кульминационный момент в корриде. Бык поднимает голову — и шпага отскакивает от его мускулистого тела. Свист.

«Этот бык вызывает только сочувствие, он не способен сражаться на арене»,— говорит мне сосед Хосе де ла Кал Сигура. Семидесятичетырехлетний старик знает толк в деле. Более тридцати лет он выступал на аренах страны, сначала в качестве матадора, затем бандерильеро. На его счету 1800 коррид, где он убил приблизительно две тысячи быков. В своем засаленном бумажнике он бережно хранит сокровища своих воспоминаний: фотографии, сделанные на корридах 1965 года в Барселоне и 1960 года в Сеговии.

А на арене — невезучий Десграсиа-до, который по-прежнему не намерен сдавать своих позиций. Теперь он уже отполз к краю арены, и Мендес дразнит его мулетой и готовится к новой атаке. Десграсиадо делает два неуверенных шага. И вот матадор уже перед ним. Он всаживает в лопатку быка шпагу до рукоятки. Аплодисменты. Тут же появляются тореро и отвлекают своими плащами смертельно раненного зверя. Десграсиадо крутит головой то влево, то вправо и снова влево. Для новой атаки у него нет больше сил. Он сломлен, изо рта струится кровь.

И все-таки он жив. Тореро — в нерешительности. Но вот Мендес берет в руку короткую шпагу и наносит смертельный удар быку. Бык, как пораженный молнией, опрокидывается набок. Аплодисменты. Уже появилась упряжка лошадей и с дребезжащим звоном с арены увозят бездыханное тело. А на бойне, находящейся на территории арены Лас-Вентас, уже поджидают восемь мясников, которые быстрыми натренированными движениями разделывают тушу.

Среди публики сидит Хуан Карлос — король Испании. Несмотря на 34-градусную жару, он в безупречном, застегнутом на все пуговицы костюме. Он довольно часто появляется здесь со своими друзьями, не предупреждая заранее устроителей корриды. Хуан Карлос скорее яростный болельщик, нежели знаток тавромахии. В королевском доме бой быков не обсуждается, так как королева София (а она родом из Греции) ненавидит «национальное зрелище смерти», как назвал корриду поэт Федерико Гарсиа Лорка. «Бой быков — неотъемлемая составная часть нашей культуры и нашей традиции, так что вопрос об его отмене не подлежит обсуждению»,— публично заявил Хуан Карлос в мае 1987 года.

Игры и бои быков имеют древнюю историю. Самые старые художественные изображения дошли до нас с острова Крит. В Испании этот обычай связан с древним религиозным культом. Быка считали символом плодородия. Жених, ранивший быка, как бы перенимал у зверя его сексуальную потенцию.

В средние века в корриде могли участвовать лишь знатные сеньоры. Сидя на лошади, они копьем вели бой с быками. Из всех этих ритуалов в XVIII веке сформировалась коррида в той форме, в которой мы видим ее сегодня. Это театрализованное представ ление-спектакль простонародья; это архаическая мистерия, в которой носитель высшего разума борется с воплощением дьявола; это сведение счетов с грубой животной силой, и, наконец, это таинство, во время которого мощь животного, по народному поверью, переходит к его победителю.

Большой любитель и знаток коррид Эрнест Хемингуэй видел в бое быков возрождение язычества и, несмотря на свое восхищение, знал, что коррида, с точки зрения современной морали, изжила себя.

Хотя и по сегодняшний день бой быков в Испании называют «fiesta nacional». Но восхищение этим кровавым национальным праздником в последние годы пошло на убыль. Однако по результатам опроса 1986 года 60 процентов испанцев высказались за сохранение боя быков как народного развлечения. В то время как большинство мужчин и женщин в возрасте тридцати-сорока лет не интересуются корридой, молодежь из богатых испанских семей заново открыла для себя бой быков как вид национального театра. Король Хуан Карлос, присутствуя на корриде, сидя на своей кожаной подушке, знает, что за ним большинство нации.

Продолжение следует ..